Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное учреждение

культуры и искусства

Республики Башкортостан

Национальный музей Республики Башкортостан

Новости

Архив новостей

  

Уважаемые посетители!

        Обращаем ваше внимание, что в залах Национального музея РБ проводятся реэкспозиционные и ремонтные работы. В связи с этим залы «Пещеры Башкортостана» (№035), «Участие башкирских войск в Отечественной войне 1812 года» (№101-103), «Башкортостан сегодня» (№215), «Октябрьская революция и гражданская война на территории Башкортостана» (№216-218) закрыты для посещения с 01.10.2018 г. по 31.12.2018 г.

        Администрация музея приносит свои извинения за временные неудобства!

 


 

Национальный музей Республики Башкортостан

проводит увлекательные мероприятия

для дошкольников, школьников и студентов

Выбрать мероприятие и сделать заявку >>>

 

 


Среда, 10 Октябрь 2018 11:28

135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИХАИЛА ФОМИЧА ЧУРКО – КРАЕВЕДА И ХУДОЖНИКА, ОСНОВАТЕЛЯ МУЗЕЯ ГОРОДА БЕЛОРЕЦКА

     Михаил Фомич Чурко – краевед и художник, основатель музея города Белорецка, родился 1883 году в пределах бывшей Вилинской губернии, приписан к деревне Роскоши бывшей Минской губернии. Жил в местечке Сумешники, затем учился в городе Троках. Рано лишившись родителей, с 12 до 18 лет жил у дяди - Кондрата Чурко – учителя железнодорожной школы в поселке Лунинец, бывшей Минской губернии, работал на покосе, во дворе и вообще по хозяйству. Мальчик обладал большими способностями к рисованию и мечтал о профессиональном обучении в Строгановской художественной школе. Перевод не состоялся, так как дядя отказал в финансировании. Чурко устраивается на работу писцом у лесного ревизора в городе Вильне, с правом посещать художественную школу утром - сеансы живописи, и вечером - рисование и теоретические уроки. Как пишет сам Чурко в своих записках: «Жизнь была трудна материально, так как на 16 рублей в месяц приходилось оплачивать и угол, и питание, одежду. Обычно вечерний паек сопровождался размышлением: съесть весь или оставить половину (на 2 1/2 коп) на утро. Морально было трудно, патрон считал большой милостью, что дает возможность учиться».

     В 1908 году курс учебы был завершен, и Михаил пробует поступить в Академию художеств. Но без поддержки устроиться в Петербурге не смог и ограничился получением от академии звания учителя рисования и черчения. В 1904 году призывается на военную службу, рядовым. Уволен из-за ограниченности слуха (после скарлатины с 10 лет значительно оглох). Этот недостаток очень мешал Михаилу Фомичу всю жизнь, препятствовал устройству на службу, обычная карьера молодых людей его круга – железная дорога, почта-телеграф были для него закрыты. Звание учителя давало возможность получить штатную должность, хотя, как выходцу из крестьянского сословия, и без дальнейших перспектив. В 1911 году по предложению Оренбургского учебного округа он был назначен на работу в город Далматов - Зауралье. Но он всегда мечтал о горном Урале. В городе Далматове женился и с семьей (женой и сыном) переехал в Нязепетровск, горную местность, где помимо рисования давал уроки гимнастики, которую изучил, как любитель, в гимнастических обществах и на военной службе.

     В 1917 году в период революции, хотя и не имел монархических убеждений, как и большинство тогдашней интеллигенции, стоял на платформе войны до победного конца и Учредительного собрания. Выходец из крестьян, он считал необходимым передачу земли крестьянам. Читая кадетскую газету «Речь», соглашался с взглядами кадетов, хотя формально ни к какой партии не примыкал, не имея полной общности взглядов, да и партийной политикой не интересовался. Народное собрание выбирает его начальником народной милиции. На этом посту пришлось вести трудную борьбу с прорывающимися стремлениями рабочих к анархическим действиям: самовольной рубки леса («кому, где и сколько надо»), требованиями беспричинных арестов и пр.

     Кроме того, по просьбе населения города, он обучает горожан военному строю. После, часть рабочих, в составе красной гвардии, отправлялась на фронт Гражданской войны. С приходом белых, Чурко трижды арестовывался: один раз кратковременно, другой раз на сутки, и наконец, чешский карательный отряд, с партией других арестованных, отвез в Красноуфимскую тюрьму, как «бывшего разводного или ротного командира у красных». Там он находился около 2-х месяцев, был допрошен следственной комиссией и отпущен под надзор милиции. Возобновить скаутскую деятельность ему не разрешили. Воспользовавшись служебным вопросом, он выехал в Екатеринбург, где получил согласие о переводе на Алтай, затем в Томск, земству которого подчинялись Алтайские учебные заведения. Обстановка у «белых», как вспоминал Михаил Фомич, была «до невозможности омерзительной». К интеллигенции применялись порки. С приходом красных, Чурко был зачислен делопроизводителем (старшим) Томского отдела народного образования и как художник состоял при отделе печати Ревкома. Кроме того, занимал должности лектора в Народном Университете и преподавателя Высшего начального училища.

     По возвращении на Урал, местом жительства выбрал Белорецк, расположенный в самой горной части и среди башкирского населения, бытом которого Чурко, как художник, интересовался. Здесь его сразу увлекла идея создания краеведческого музея. С 1920 года он состоял в отделе народного образования – сначала заведующим Внешкольным отделом, впоследствии, инструктором I башкирского территориального пехотного полка, начальником отдела допризывной подготовки и начальником Всевобуча при Тамьян-Катайском кантвоенкомате. Позже работал учителем рисования и черчения.

     Еще в 1910 году, Чурко заинтересовался утверждавшейся в то время системой детского внешкольного воспитания - скаутизмом, и вместе с Иннокентием Жуковым (московским скульптором) был одним из пионеров скаутского движения. До 1922 года в Белорецке им был организован отряд скаутов. За свою полезную общественную деятельность отряд имел официальные благодарности Кант-Исполкома, отдела Народного образования и Школьного совета).

     В 1925 году, поддерживая начавшееся движение по изучению местной истории, создает краеведческое общество, которым бессменно руководит до расформирования управления краеведческим движением. Поддерживает отношения с предшественниками этой работы в Белорецке – Валавиным Михаилом Фомичом и Валавиной Верой Михайловной, входит в состав республиканского общества по изучению Башкирии Результатом этой работы было издание Обществом по изучению Башкирии труда М.Ф. Чурко «Исторический очерк Тамьян-Катайского кантона», «История Белорецкого района». Как краеведа и художника его занимают две области: история и этнография народов края. Со своими работами он участвует в республиканских выставках. Одна из его картин – «Пастух кобылиц Там-Катау» была рецензирована в «Красной Башкирии». Кроме того, Чурко в это время активно публикуется в столичных и местных изданиях по краеведческим вопросам, избирается на конференции: республиканскую в Уфе и Ш Всероссийскую школьную в городе Москве.

     В последние годы своей жизни по проблемам истории края сотрудничал с Московским журналом «Наша страна» и местной газетой «Белорецкий рабочий». Михаил Фомич участвует в республиканских выставках. Как художник, осваивает темы: Гражданской войны на Урале, этнографию и быт башкир. Продвигалась работа над полотном: «Поход белорецкого полка», был намечен сюжет «Приезд на кочевку». Кроме того, для того, чтобы получить профессиональное образование в области литературы и истории, он поступил на заочное отделение в два высших учебных заведения. Михаил Фомич был целиком поглощен литературно-краеведческой, художественной и музейной работой. Им была подготовлена рукопись по истории города Белорецка, путевые заметки по Южному Уралу. В "Государственном историческом музей Южного Урала" сохранились костюмные зарисовки жителей Верхне Авзяно-Петровска «Девушка из Верхнего Авзяно-Петровска в праздничном наряде», в Национальном музее Республики Башкортостан на хранении находится фотография «На вершине горы Иремель. Руководитель группы Чурко», книги: «История Белорецкого района», «Очерк Тамьян Катайского уезда»

     В городе Белорецке, по инициативе М.Ф. Чурко, была создана метеорологическая станция, где они с супругой были бессменными смотрителями. После ряда лет упорной борьбы за создание краеведческого музея и бесплатной работы по формированию коллекций, удалось открыть его для посетителей. При секретаре Белорецкого Райкома Гришкане, Чурко нашли несоответствующим назначению и отстранили от дел. После чего, музей был наполовину погублен, расхищен и окончил свое существование. Это стало началом конца. В сентябре 1939 года он был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности, осужден на 8 лет, этапирован в Томсиблаг, где и погиб.

     С каждым годом все чаще открываются новые странички жизни Михаила Фомича Чурко, расширяются смыслы и значение его исследований.

Использованные источники:

  1. Материалы допроса от 3 октября 1939 г. / Архив ФСБ (отделение при РБ), временный фонд 13379
  2. Ответ на запрос из МВД РБ от 28 октября 2003 года

Подготовлен В.Н. Макаровой, НМРБ

 

Наши партнеры

Министерство культуры РФ

 

Министерство культуры РБ

 

Музей Аксакова

 

Республиканский музей Боевой славы

 

Культурный мир Башкортостана

 

Музей им.Нестерова

 

Портал культурного наследия России

 

Киностудия Башкортостан
Национальный литературный музей

Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Советская, д.14 Остановки транспорта "Гостиный двор", "Советская площадь".
Время работы: Вторник – пятница с 11-00 до 18-00, касса до 17-00. Суббота: с 12.00 до 20.00, касса до 19.00. Воскресенье с 11-00 до 18-00, касса до 17-00.
Выходной день: Понедельник
Телефон экскурсионного отдела: 273-35-77
e-mail: nmrb@yandex.ru

 

 

Национальный музей Республики Башкортостан © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика